В тот день в 10 часов 19 минут с аэродрома "Чкаловский" взлетела "спарка" МиГ-15 УТИ бортовой номер 18, пилотируемая летчиком-космонавтом Юрием Гагариным и полковником ВВС Владимиром Серегиным.По плану авиаполка Гагарин должен был выполнить в этот день три тренировочных полета, чтобы получить доступ к самостоятельным вылетам после долгого перерыва, связанного с подготовкой диплома. Но эта тренировка стала для первого космонавта Земли и его напарника последней.
Все переговоры с руководителем полетов на земле вел Гагарин. Через несколько минут после взлета 625-й (таков был его позывной) доложил о входе в пилотажную зону и запросил разрешение на выполнение полетного задания. Разрешение было получено. А далее произошло странное.
Всего через четыре минуты вместо положенных двадцати Гагарин доложил о выполнении задания и готовности выйти из зоны. Запрос был неожиданным, но рапортовал Гагарин спокойно, и руководитель полета посчитал, что командир полка Серегин принял решение о сокращении программы тренировки, и не стал запрашивать дополнительного подтверждения.
– 625-й, разрешаю.
– Понял, выполняю.
Это были последние слова Юрия Гагарина, зафиксированные на пленке. Через минуту "спарка" на скорости 700 километров в час врезалась в землю неподалеку от деревни Новоселово во Владимирской области.
Основной версией гибели Гагарина и Серегина комиссия назвала неожиданный маневр: «Наиболее вероятной причиной катастрофы является выполнение резкого маневра для отворота от шара-зонда».
Комиссия установила, что в день полета в зоне выполнения задания проводились запуски шаров-зондов. Например, в 10.02 Физический институт АН СССР выпустил радиозонд, который в 10.22 на высоте 3000 метров вошел в район испытательных полетов аэродрома «Чкаловский». Вышел он из этого района в 11.26 на высоте 16 000 метров. Теоретически он мог стать помехой самолету Гагарина и Серегина. В ходе расследования, кстати, выяснилось, что в районе места падения самолета было «значительное количество разрушенных радиозондов, радио-пилотов и шар-пилотов».
В последние годы в публикациях, посвященных гибели Гагарина, категорически отвергалось, что самолет мог врезаться в зонд. На самом деле, хотя комиссия и не считала такое столкновение основной версией, в документе она упоминается. Вот еще одна выдержка: «Около 60% остекления кабин самолета не найдено. Не исключена возможность разрушения остекления кабины и в воздухе вследствие возможного столкновения самолета с шаром-зондом».
Данных, которые подтверждали бы такое столкновение, у комиссии не было, но в те времена уровень экспертиз не всегда позволял сделать точные заключения о возможных воздействиях на самолеты в воздухе…
За десятилетия, прошедшие с момента этой катастрофы, были проведены бесчисленные экспертизы и эксперименты, высказаны самые разнообразные, порой безумные, версии, но однозначного ответа на вопрос: что же произошло 27 марта 1968 года, так и нет...
Вечная память и слава первому космонавту, гражданину СССР, коммунисту Юрию Алексеевичу Гагарину!